Что нарушает Хадж и Умру?
Оставление какого-либо ваджиба хаджа или умры без уважительной причины, несовершение его вовремя, а также совершение какого-либо действия или поступка, запрещенного в состоянии ихрама. Некоторые из подобных действий нарушают хадж и требуют возмещения, некоторые — принесения в жертву верблюда, козы или овцы. Кроме того, некоторые запреты относятся к паломнику в состоянии ихрама, а некоторые – к Хараму аш-Шариф.
Нарушения и их искупление
а) Действия, нарушающие хадж и умру и требующие возмещения (када):
- Если после вхождения в состояние ихрама (даже при совершении необязательного хаджа) до стояния на Арафате паломник вступит в половую близость со своей женой, его хадж становится недействительным. Он должен завершить это начатый хадж, ставший недействительным, и возместить его в последующие годы. При возмещении нарушенного хаджа он также должен принести в жертву овцу или козу в качестве искупления.
- Если после вхождения в состояние ихрама для совершения умры и до завершения четырех шавтов тавафа паломник вступит в половую близость с женой, его умра становится недействительной.
- Он должен завершить эту недействительную умру, зарезать овцу или козу в качестве искупления и возместить эту умру.
б) Нарушения, для искупления которых требуется принести в жертву крупный скот (верблюда или корову):
- Если паломник после стояния на Арафате вступит в половую близость с женой до сбривания волос или выхода из ихрама, или если он совершит таваф посещения в состоянии «джунуб» (большого осквернения), его хадж не становится недействительным, но он должен принести в жертву верблюда. Женщины в период менструации и послеродового кровотечения считаются находящимися в состоянии «джунуб».
в) Нарушения, для искупления которых требуется принести в жертву мелкий скот (овцу или козу):
- Оставление или несвоевременное совершение (если для этого нет уважительных причин) какого-либо ваджиба хаджа требует искупления. В случае наличия серьезной причины или при неподвластных паломнику обстоятельствах искупление не требуется. По остальным трем мазхабам хадж такого человека считается недействительным
- Обстоятельства, не зависящие от воли людей: невозможность совершить таваф или са'й пешком в связи с болезнью или старостью, откладывание женщинами тавафа посещения на период после праздника и несовершение прощального тавафа в связи с менструацией или послеродовым кровотечением.
Эти нарушения включают в себя:
- Пересечение миката не в состоянии ихрама.
- Несовершение стояния в Муздалифе без уважительной причины.
- Полное несовершение ритуала побивания шайтана или неиспользование для бросания более половины камней в один день.
- Несовершение последних трех или одного шавта тавафа посещения или тавафа умры.
- Несовершение са'я полностью или большей его части, а также несовершение его пешком без уважительной причины.
- Совершение тавафа посещения или тавафа умры без малого омовения, совершение прощального тавафа или тавафа аль-кудум в состоянии «джунуб».
- По мнению имама Абу Ханифы, совершение тавафа посещения после праздничных дней; сбривание волос за пределами Харама или после праздничных дней
- По мнению имама Абу Ханифы, несоблюдение порядка действий «бросание камней» — «принесение в жертву животного» — «сбривание волос».
- Несовершение четырех и больше шавтов прощального тавафа или несовершение его полностью (для афаки).
- В день Арафа без уважительной причины покидание Арафата до захода солнца.
г) Нарушения, связанные с несоблюдением запретов ихрама:
- Наносить на волосы, бороду или другие части тела масла или хну с целью украшения.
- Сбривать волосы, бороду, или волосы на другой части тела на одну четверть или больше.
- Носить на протяжении одного дня или ночи шитую одежду, носки, обувь с закрытыми пятками или покрывать голову и лицо.
- За один раз наносить благовония на все тело или на какую-то часть тела, находясь в одном месте.
- После сбривания волос вступать в половую близость с женой до совершения тавафа посещения.
- Находясь в состоянии ихрама, целовать, ласкать жену и совершать другие действия, которые могут привести к половой близости.
- Подстригать все ногти или ногти на одной руке или ноги за один раз в одном месте
Совершение вышеупомянутых нарушений требует принесения в жертву овцы или козы для искупления.
д) Нарушение, для искупления которых требуется раздача милостыни в размере фитр-садака.
- Наносить масло или благовония не на всю часть тела, а на какую-либо его часть.
- Накрывать голову на срок менее одной ночи.
- Подстричь менее пяти ногтей на руке или ноге в одном месте или подстричь все ногти на руке или ноге по отдельности в разных местах
- Сбрить менее четверти волос на голове или в другом месте или менее четверти бороды.
- Носить шитую одежду или обувь с закрытыми пятками на протяжении менее одного дня или ночи.
- Бросить меньшее количество камней в джамраты: за каждый неброшенный камень следует дать милостыню
- Убить более трех насекомых (например, блоху или кузнечика)
- Сбривать волосы другим, независимо от того, находятся они в состоянии ихрама или нет
- Не совершать пешком прощальный таваф или шавты, следующие за четвертым шавтом са’я, без уважительной причины
- Совершить таваф аль-кудум или прощальный таваф без омовения. Согласно трем мазхабам (за исключением ханафитского) таваф, совершенный без омовения, недействителен.
е) Нарушения, для искупления которых требуется раздача милостыне в размере меньшем, чем фитр-садака
- Вырвать волос с тела
- Подстричь ногти или усы, не находясь в состоянии ихрама
- Убить менее трех насекомых
г) Запреты, связанные с охотой в границах Харама и растениями
Запреты на территории харама распространяются не только на паломников в состоянии ихрама. В этом райне всем — как находящимся, так и не находящимся в состоянии ихрама— запрещается охотиться, ломать деревья, растущие сами по себе (за исключением засохших) и подстригать и срывать траву. Однако разрешается срывать посаженную людьми траву, деревья и плоды. (см. Запреты ихрама)
Паломник, охотящийся на территории Харама, должен возместить стоимость животного.